3-02-2015, 14:13

Логистика возврата или реверсная логистика

Реверсная логистика – достаточно распространенная в бизнесе практика, относящаяся к сфере логистической деятельности в разделе переработки и управления потоками опасных и безопасных продуктов, подлежащих утилизации. В юрисдикцию реверсной логистики входит формирование товарных и информационных потоков, которые движутся в обратном направлении, от потребителя к посреднику или производителю. В большинстве случаев логистика рассматривает цепочки поставок сырья и продукции от производителей, но существуют и обратные потоки, которыми тоже нужно управлять. В логистике возврата (в области дистрибуции) имеется в виду возврат продукции изготовителю от покупателя в случае, когда последним обнаружены дефекты, обуславливающие возврат товара.

Для возврата товаров и материалов существует достаточное количество причин. Например, при формировании заказа отправитель сделал ошибку. Бывает так, что продукция получает повреждения во время транспортировки, тогда ответственный за нанесение ущерба обращается к отправителю груза в вопросе определения стоимости ущерба и затрат на ремонтные работы. Но бывает и так, что при формировании заказа покупатель делает ошибки, например, заказывает неправильное количество продукции или ошибается в модификации. Например, в современном мире компьютерных технологий бывают случаи, когда полученный товар уже не удовлетворяет потребности, и работать с ним невозможно. Специалисты утверждают, что даже при самых благоприятных условиях, около 10% компьютеров, отправленных на продажу, будут возвращены. И это достаточно распространенная причина, по которой техника может быть возвращена изготовителю.

В логистике самой сложной ситуацией в поддержании добрых партнерских отношений является реверс бракованной продукции. Продукцию, дефект которой был обнаружен покупателем сразу после снятия упаковки, заменить легко. Но бывают и такие случаи, когда потребитель после длительного интенсивного использования пытается вернуть продукцию, настаивая на ее непригодности. Продавцы продолжают заказывать продукцию с дефектом, которая не пользуется активным спросом у покупателей, пока не будут обнаружены скрытые дефекты, и не появится повод для возврата всей партии.

Иногда между агентами заключаются сделки, согласованные с дистрибьютором и производителем, когда товар будет возвращен дистрибьютору в случае его невостребованности у покупателей (товар не продается определенное время). В данном случае магазины розничной торговли, как последние представители логистической цепочки, могут себе позволить формировать большие объемы запасов продукции, поскольку в случае ее невостребованности за реверс товаров отвечает поставщик.