20-06-2013, 23:03

Мониторинг логистического сектора в Украине

История появления первого в мире склада очень неоднозначна. Ученые предполагают, что первый склад появился вместе с первым человеком. А в нем, вероятно, хранились останки недоеденного мамонта. Кроме того, после обнаружения одним из землекопов в 1928 году склепа с древней керамикой, что стало началом раскопок древнего города Угарита, теория о существовании у древних людей знаний о размещении складских помещений и грузов подтвердилась.

В настоящее время, когда промышленность вышла на новый, более совершенный уровень, многие государства заключают между собой выгодные сделки по поставкам той или иной продукции. Товарообмен Украины также значительно возрос за последние годы.

Значительную роль в развитии товарообмена между государствами сыграло стремительное расширение границ ЕС, вступить в который готовится и Украина. Таким образом, задачи формирования сети складских комплексов на территории Украины и интеграции их в формирующиеся международные сети очень актуальны. В этом ключе можно рассматривать необходимость изменения условий перемещения потока товаров по международным цепям поставок.

Складское хозяйство, как одна из главных составляющих логистической инфраструктуры, активно формируется, занимая лидирующие позиции в развитии мировой торговли. Таким образом, Украина, имеющая выгодное геополитическое расположение, может стать важнейшим звеном в обеспечении экономических связей между основными политическими объектами. Гарантией ее экономического роста и политической стабильности является улучшение ее складской логистики.

Останавливаясь более детально на складской логистике, стоит рассмотреть положение дел в восьмидесятые годы прошлого века в Европе. В то время почти 90% складов представляли собой маленькие объекты, которыми владели производственно-сбытовые системы. В девяностые годы в Европе и Америке отношение к складскому бизнесу несколько изменилось. В это время становятся популярными услуги складских операторов, которые сдают в аренду компаниям складские площади. Таким образом, переложив часть обязанностей на складских операторов, представители компании могли сосредоточиться на развитии основного бизнеса. Появление складских операторов позволило компаниям оптимизировать свой бюджет за счет сокращения расходов на складской и бухгалтерский учет, а также избавиться от проблемы поиска и содержания складов.

Складская логистика помогает решать многие проблемы. Например, ее ведение позволяет избежать огромных убытков в сфере потери или порчи товарной продукции из-за неправильного ее хранения. Также для бизнесменов открываются широкие возможности введения более гибкой ценовой политики на товары за счет снижения расходов на складские помещения, что по среднестатистическим данным составляет около 4% прибыли. Интервенция Еврорынка американскими торговыми компаниями показала, что гораздо более выгодно иметь логистический сектор на аутсорсе. Это повышает качество предоставляемых услуг ввиду использования новейших технологий, в то время как стоимость логистических операций резко понижается. Для иностранных фирм предложение по предоставлению паллето-мест в Украине кажется очень выгодным, так как в европейские расценки значительно выше.

Аренда складских помещений очень распространена и среди риелторских компаний. Из общего количества сделок по нежилым помещениям почти половина приходится на аренду складов. По сравнению с процентным соотношением заключения таких сделок 5-10 лет назад, популярность складских помещений и потребность в них значительно увеличилась.

Некоторые зарубежные производители построили на территории Украины свои склады с торговой продукцией. Первыми стали «Coca-cola» и «MacDonald’s». Чуть позже в Украине стали появляться складские помещения и других международных компаний, что стало следствием развития рынка складских услуг в стране. В период 2005-2007 года лидерами по приросту складов стали Киевская, Харьковская, Днепропетровская, Донецкая и Одесская области. Перспективой развития стали не только областные центры, но и прилегающие к ним территории с развитой инфраструктурой.

В Украине к продаже и аренде предлагаются склады транспортно-экспедиторских компаний, перепрофилированные объекты производственного назначения, склады, расположенные на территории предприятий, или их территории, а также подвальные или цокольные этажи различных зданий. Кроме того, популярностью пользуются достроенные объекты незавершенного строительства. Из всего перечня лишь малое количество складских помещений представляет собой профессиональные, качественно оборудованные складские терминалы и логистические комплексы.

На начало 2006 года складские помещения имели следующее распределение: 1.5% от общего количества складов имели удобный подъезд для большегрузного транспорта, тепловые узлы, системы пожаротушения и вентиляции. Кроме того, они были оснащены автономной электроподстанцией и имели охрану.

Около 16% от общего количества складских помещений предназначались для хранения токсичных материалов, продтоваров и ГСМ. Они имели сходные с предыдущей категорией характеристики.

Основную часть складов на тот период составляли неотапливаемые ангары и просто помещения, приспособленные под складирование. Что касается качества складов, то заинтересованность некачественно оборудованными складскими помещениями за последние годы резко сократилась.

Наибольшим спросом в период 2003-2005 гг. пользовались помещения для хранения продуктов питания, промышленного оборудования, нефтепродуктов, металла и товаров народного потребления.

Факторы развития рынка складской недвижимости складывались следующим образом. Стремительно развивалась торговля, что увеличивало товарооборот. Многие торговые и сервисные компании получили представление о преимуществах арендных помещений, требования к качеству которых увеличились, и профессиональных складских услугах. Создавались технопарки, немного «разгрузились» промышленные зоны, и строительство складских помещений было вынесено за пределы города. Складские помещения все чаще строились, согласно требованиям конечных потребителей.

Не обошлось становление индустрии логистики и без трудностей, которые носили институциональный и организационный характер. Под сложностями первой категории подразумевается малое количество свободных земельных участков для строительства складских помещений, а также процедура их аренды, которая отнимает немало времени. Но самым сложным моментом можно назвать необходимость донести до местных властей выгоду от развития разветвленной базы складской недвижимости.

Вторая группа трудностей была связана с работой с производственными и торговыми компаниями и побуждением их ко вкладам в автоматизацию складов. Кроме того, осуществлялась работа по устранению несоответствий технологий и схем работы между торговыми компаниями с мировым именем и украинскими системными поставщиками. В этом случае необходимо наладить взаимовыгодные условия работы по системе складов. Особенности менталитета славянских национальностей играют в данной ситуации не самую лучшую роль. К примеру, в западных странах, где поставки на крупные склады осуществляются круглосуточно, нет привязки к графику работы той или иной торговой компании. Грузчик, который доставляет товар, находится в доверительных отношениях с заказчиками, имеет ключ от складских помещений, и сам распоряжается своим временем, планируя маршрут, а не ждет начала рабочего дня, чтобы открылся склад.

Низкая оплата труда и отсутствие квалификации работников складских помещений также являются проблемой в логистическом секторе. Проводя аналогию с европейскими странами, оплата труда работников складских помещений в Украине намного ниже, а условия работы более несовершенны. Отсутствие профильных учебных заведений, отдаленность места работ от города также играют немаловажную роль в отсутствии квалификации сотрудников складов как в Европе, так и в Украине.

Повышению эффективности работы складских помещений способствуют технологии складской грузоперевозки, квалификация персонала, топология товаров внутри складского пространства, а также планировка складских помещений, что является одним из важнейших факторов развития логистического бизнеса.

Кроме этого, важно правильно организовать складское пространство. Для этого необходимо распланировать расположение складского оборудования таким образом, чтобы материальный поток, поступающий на склад, мог продвигаться в бесперебойном режиме. Следует также сделать проще передвижение товаров внутри склада: оптимизировать пространство помещений за счет сужения проходов и расположения полок для товаров по высоте. Помещения для сотрудников, кабинеты и офисы склада разумнее всего расположить вне рабочей зоны.

Безусловно, ни одно начинание не обходится без ошибок. Это же касается и логистического сектора, который находится только на этапе развития. Наиболее распространенной ошибкой можно назвать планирование строительства складских помещений «статичного» типа, от которых отказываются все больше и больше представителей западных компаний. Это происходит, потому что развитие международных торговых сетей очень стремительно, а собственные «статичные» склады обходятся компаниям достаточно дорого.

Не стоит также планировать строительство складского помещения для конкретного заказчика. Опасность данного мероприятия в том, что в любой момент, ввиду форс-мажорных обстоятельств, ваш заказчик может прервать контракт, а узкоспециализированный склад окажется неудел.

И, наконец, при планировании строительства складского помещения не лишним учитывать временной фактор. Ведь спустя несколько лет, к моменту завершения работ, такой тип склада уже может быть неактуален.

В заключении следует сказать о том, что новая концепция складской логистики предполагает трансформацию рынка складских услуг в «комплексную» логистику, а также массовое развитие вынесения складских компаний за штат. Кроме того, в новой концепции актуально использование стратегии опережения развития потребностей рынка «комплексной логистики», в основе которой лежит прогнозирование товарооборота до 20% в год и переход обычного склада из «центра затрат» в «центр добавления ценности продукту», чему способствует трансформация его в распределительные центры и складские комплексы для проведения логистических мероприятий.